43 ГОДА "СТЕНЕ"
30 ноября 1979 года был выпущен одиннадцатый студийный альбом Pink Floyd, видоизменивший представления не только об арт-перформансе, но и о языке музыкального высказывания на рок-сцене, когда есть единая драматургия со своими символами, сюжетно-образной концепцией и главным героем.
Кирпичом в Стене становится каждый, кто нанес герою моральную травму, а воплощением - ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ, МАМА и ЖЕНА. На концерте они представали в виде огромных карикатурных кукол.
Главный герой по имени Пинк - и жертва, и добровольный узник возведенной вокруг Стены, которой постепенно отгораживается от внешнего мира. Она – одновременно и защита, и способ самоизоляции, а, в конечном итоге, та невидимая сила, что делает героя марионеткой собственного параноидального страха. Спрятавшись за стеной, герой настолько оглох и отупел по отношению к внешнему миру, что сошел на этой почве с ума. И перешел в состояние ненависти ко всем и вся. Причем такой ненависти, которая сродни фашизму. Он буквально живет - waiting for the warms - в ожидании червей, которые ползут за ним, пока символические молотки уничтожают все инаковое, непохожее.
Финал дает надежду, что весь этот фашизм творился только в голове главного героя, на его темной стороне сознания, а сам герой - просто заблудившийся маленький мальчик в теле взрослого мужчины и достучаться к нему еще можно. Стена разрушается... Хотя начало и конец произведения закольцованы. Это намекает на нескончаемый цикл повторений - добровольные узники Стены никуда не денутся.
Главным идеологом и автором The Wall является Роджер Уотерс, что не умоляет заслуг дружной команды, работавшей над этим сложным студийным произведением. Сопродюсер альбома Боб Эзрин стал, помимо прочего, не только соавтором The Trial, но и автором идеи, что Стена должна быть в финале разрушена, что поменяло подход к кульминации. Ну, и нельзя забывать, что именно Гилмор композитор трех тем - Young Lust, Comfortably Numb и Run Like Hell. Хотя к куплету и всей мелодической линии будущего хита Comfortably Numb приложил руку и Уотерс. А Майкл Кэймен взял на себя сведение этой песни, о звучании которой Роджер и Дэвид сами не смогли договориться. Кэймен же делал и оркестровые аранжировки. Гитарные партии Гилмора - это отдельное достижение, которое невозможно переоценить. Хотя не везде гитара только его.
Из интервью 1992 года:
- (Мэтт Резникофф) Я не знал, что сессионные музыканты играли на пластинке The Wall. Никто, кроме певцов, не был указан на обложке.
- (Дэвид Гилмор) Там их участвовало довольно много. Один парень сыграл на испанской гитаре в песне Is There Anybody Out There? Я мог бы сыграть на ней кожаным медиатором, но не смог правильно расположить пальцы. Я ввел ритм-гитариста в трек One Of My Turns, потому что не смог придумать свою собственную партию (смеется). Ли Ритенаур сыграл ее в последней части песни. И мы пригласили Фреда Мэндела сыграть на органе Hammond в песне In The Flesh. He спрашивай меня почему (смеется). Кто еще там был? Куча певцов... Тони Теннилл и Брюс из The Beach Boys.
—
Впрочем, подробности о вкладе причастных к The Wall интересны флойдоманам и флойдоведам, а меломаны просто получили еще один великий рок-альбом от группы Pink Floyd.
P.S. И, дорогие, помните, что в ВК бесплатное прослушивание флойдов давно отменили (нужна платная подписка), поэтому плейлисты собираются титаническими усилиями - из тех аудио, которые не были отловлены. Но "Стена" есть у всех, кому она нужна, на физических носителях или в цифровом формате. Да и скачать несложно.